Орёл и Решка-115. НА КРАЮ СВЕТА. #14 Киото.

Киото — город в Японии, расположен в центральной части острова Хонсю. Для большинства людей, не посещавших Японию, Киото является синонимом традиционной японской культуры. Сразу представляются древние храмы, императорские дворцы, деревянные хижины, гейши, элегантно разливающие чай во время чайной церемонии, и трепещущие на ветру цветущие ветви вишен. Собственно говоря, в Киото вы найдете и это, и многое другое, несмотря на то, что Киото -огромный современный город с населением 1,5 миллиона человек.

Киото — национальный центр таких традиционных практик, как тядо (чайная церемония) и икебана (аранжировка цветов), родина кабуки и ведущий центр каллиграфии, живописи и скульптуры.

Город играет уникальную роль в деле сохранения японской национальной идентичности, и считается, что ежегодно его посещает треть населения страны. Несмотря на это, Киото — на удивление типичный современный город Японии, с обычными для нее бесформенными бетонными зданиями, соседствующими с примечательными островками красоты и культуры.

На протяжении тысячи лет Киото являлся культурным и духовным центром японской цивилизации, местом пребывания глубоко чтимых императоров с конца VIII в. и до Реставрации Мэйдзи конца XIX в. Первоначально императоры перенесли свою столицу в Киото, чтобы выйти из-под набиравшего силу влияния буддистской верхушки в Наре. Непродолжительное время в новой столице даже действовал фактический запрет на возведение буддистских храмов. По иронии судьбы в настоящее время город всемирно знаменит своими храмами.

Название города так и переводится — «столица», хотя изначально он именовался Хэйанкё, что значит «столица спокойствия», поскольку именно так, «спокойствием», была названа золотая эпоха Хэйан, продолжавшаяся с VIII по XII в. В этот период Киото процветал как средоточие японской культуры и творчества. Однако судьба его резко переменилась в эпоху Воюющих государств (1467—1568), завершением которой стало в XVI в. объединение полководцев Нобунага и Хидэёси.

По большому счету город так и не оправился от последствий принятого Хидэёси в начале XVII в. решения перенести столицу в Эдо (нынешний Токио). Дополнительным ударом стал в 1868 г. переезд в Токио двора, решение о котором принял юный император Мэйдзи. И тем не менее город остался хранителем наиболее выдающихся культурных достижений нации и ее архитектурного наследия.

Императорские резиденции Киото Императорский дворец Киото Госё и императорские виллы Кацура и Сугакуин — непременные пункты посещения для всякого, кто хотя бы мало-мальски интересуется японской архитектурой, дизайном и эстетикой. Однако поскольку все эти объекты остаются собственностью императора, о возможности их посещения необходимо осведомиться в местном отделении Управления императорского двора, которое заведует всеми нюансами быта и распорядка жизни императорского семейства. Отделение располагается на территории дворца, непосредственно к югу от улицы Имадегава-дори. Минимальный возраст подающего заявку на посещение — 18 лет, потребуется паспорт. Зарезервировать посещение можно также по адресу в Интернете: http://sankan. kunaicho.go.jp.

Пожар уничтожил первый Императорский дворец VIII в., и существующее здание — это его реконструкция XIX в. За западными воротами Сэйсомон находится парадный зал Сисиндэн, в котором проходят церемонии интронизации императоров (Киото сохранил эту привилегию) и Новогодние приемы. Западнее стоит выстроенная из кипарисового дерева частная часовня императора Сэйриоден («Комната спокойствия и прохлады»), которая действительно покойна и прохладна и оформлена в красном, белом и черном цветах.

Если сможете осмотреть лишь одну из императорских вилл, остановите свой выбор на Кацуре, обязательной для посещения достопримечательности города. Мастерски спроектированное и исполненное поместье — один из шедевров изысканной жилой архитектуры и ландшафтного дизайна Японии. Все стены каждого из семи павильонов виллы сдвижные и могут быть убраны, чтобы не заслонять вид на окружающий ландшафт, включая собственный сад виллы и холмы Арасияма за ним.

Вилла Сугакуин находится у подножия священной горы Хиэй. Обширная территория — великолепный образец сада «для прогулок» (такие сады пользовались популярностью в период Эдо). Построенный в XVII в. сегуном для отрекшегося императора Сугакуин — это, по сути, три виллы, каждая с разбросанными по саду грациозными чайными домиками. Верхняя вилла — самая большая из трех — венчает собой чудесную аллею в обрамлении сосен.

Исследование города

Киото — на удивление большой город. Поскольку многочисленные достопримечательности равномерно распределены по его территории, вам понадобится хорошая карта. Город имеет две линии метро, несколько небольших частных железнодорожных линий и развитую сеть автобусных маршрутов. Если не хотите пользоваться услугами дорогих такси, обзаведитесь также схемой автобусных маршрутов, которую можно получить в туристических информационных бюро на вокзале Киото и в любом офисе JNTO. Однако, учитывая, что здесь более 1500 буддистских храмов, 200 синтоистских святилищ, множество музеев и величественных императорских дворцов, увидеть их все вы все равно не сможете.

Постарайтесь получить в свое распоряжение номер «Kyoto Visitor's Guide» — бесплатного глянцевого ежемесячника с репертуаром событий культурной жизни и информацией о храмах, садах, праздниках, выставках, ресторанах и даже вариантах размещения. При осмотре города определенно следует руководствоваться принципом «лучше меньше, да лучше» и задавать себе оптимальный темп.

Хигасияма

Хигасияма в восточной части города располагает храмами, театрами, музеями и парками и станет хорошей отправной точкой для пешего исследования города.

Храм Киёмидзу, один из старейших в Киото, настолько популярен, что по воскресеньям в нем так же людно, как в киотском метро в часы пик. Но пусть вас это не обескураживает. Храм был основан в 788 г., незадолго до того, как город вступил в свой золотой век как императорская столица, и его многочисленные постройки живописно лепятся к крутому склону горы Хигасияма, спускаясь с него каскадом соломенных и черепичных крыш. Впрочем, большая часть того, что вы у видите ныне, — выполненная в XVII в. реконструкция оригинальных строений VIII в. Комплекс занимает обширную площадь, а основная его достопримечательность — хондо (главный зал). Его выступающую за периметр здания и высоко парящую над склоном террасу поддерживает решетчатая конструкция, состоящая из 139 взаимосвязанных массивных балок. По соседству на склоне есть еще одна терраса, с которой члены императорского двора и представители знати наслаждались танцами и музыкой, исполняемыми на широкой террасе хондо. Кстати, популярное выражение «прыгнуть с террасы Киёмидзу» означает совершить смелый и рискованный шаг.

От главного зала ступени ведут вниз к Отова-но-таки — водопаду, где посетители пьют воду из источника, обладающего, как говорят, многими целебными свойствами, а в глазах истинно верующих — и истинно божественной силой. Непродолжительная прогулка приведет вас к маленькой пагоде на противоположном склоне долины, от которой открывается вид на весь храмовый комплекс.

Толпы людей стекаются в Киёмидзу, чтобы полюбоваться пышным и нежным цветением сакуры весной, буйством кленовых красок осенью, а также особыми световыми эффектами по вечерам (справьтесь о днях и часах в любом туристическом офисе).

От храма можно пешком дойти до района Гион Хигасиямы, основного городского центра традиционного театра, искусств, а теперь и древностей. Особенно же он знаменит как последний центр подготовки самых известных жителей города — гейш. Здесь хорошо погулять, впитывая образы и звуки уединенного квартала Киото, сохраняющего приверженность традиционным искусствам и развлечениям. За любопытство и терпение вы, вероятно, будете вознаграждены случайной встречей с настоящей гейшей или майко (ученицей гейши), спешащей на встречу или занятия, сможете услышать, как шуршат при этом многочисленные слои ее великолепного — и невообразимо тяжелого — шелкового кимоно.

Гион как магнит притягивает к себе коллекционеров и продавцов японского антиквариата со всего мира. Цены обычно высоки, но даже если не собираетесь расставаться со значительной суммой, интересно просто посмотреть на предлагаемые сокровища, ощутить истинный вкус традиционного японского дизайна и эстетики. Некоторые магазины больше походят на маленькие музеи, предлагая эксклюзивные образцы подлинного искусства.

Появившийся еще в XVII в. театр Минамидза — старейший в Японии — в декабре предлагает вниманию зрителей знаменитую постановку театра кабуки «Каомисэ». Иностранные же зрители с марта по ноябрь могут прикоснуться к традиционному искусству, посмотрев представление «Гион Корнер» в Ясака-холле, составленное из крохотных жемчужин японской национальной культуры. В уютном маленьком зале вас за 1 ч познакомят с чайной церемонией, традиционной музыкой и танцем, искусством аранжировки цветов, кукольным театром и фарсом кёгэн. Билеты на «Гион Корнер» обычно можно приобрести через отель, в котором вы остановились, и в туристическом информационном центре.

В северо-восточной части Гиона раскинулся парк Маруяма — одна из самых популярных рекреационных зон Киото, известная восхитительным цветением сакуры в начале апреля. Парк граничит с двумя важными храмами. Массивный Тиониндзи — храм буддистской секты дзёдо («Чистая земля»), в XII в. проповедовавшей буддизм среди необразованных слоев населения. Вздымающиеся на высоту 24 м ворота храма считаются крупнейшим сооружением такого типа в мире. Звоном колокола Тиониндзи — крупнейшего и самого известного в Японии — монахи возвещают о наступлении Нового года, и этот звон транслируется по всей стране.

Перекинувшаяся через главную дорогу огромная арка (тории) возвещает о приближении к святилищу Хэйан. Место примечательно отчетливо ощутимым влиянием китайского дизайна и обширным ландшафтным парком, который считается одним из красивейших в Киото, с многочисленными вишневыми деревьями и большим прудом с элегантной пагодой, которую связывает с берегом крытый мост. Поблизости находятся два интересных музея, раскрывающих в своих экспозициях богатую историю Киото как места, куда стекались лучшие ремесленники страны. Музей традиционных промыслов (ежедневно 9.00—17.00) представляет разнообразное собрание текстиля, фарфора, вееров, кукол, лаковых изделий, столовых приборов и мебели. По выходным и в дни национальных праздников желающие могут поучаствовать в работе художественных студий и мастерских. В соседнем Национальном музее современного искусства (вт—вс 9.30—17.00; www.momak.go.jp), несмотря на название, основное место занимает керамика XIX—XX вв.

Прежде чем отправиться в Серебряный павильон, вам, возможно, захочется осмотреть более спокойные храмовые сады у подножия восточных холмов на северном их участке. Короткая прогулка от автобусной остановки «Shugakuin-michi» (маршрут № 5) или одноименной станции железной дороги Eizan приведет к Мансуину — восхитительно покойному храму школы Тэндай, датируемому 1656 г. Клены и вишневые деревья обрамляют безукоризненно оформленный, ухоженный сад из песка и гравия. Пройдя на юг через приятный жилой район, вы окажетесь у узкого бамбукового входа в Сисэндо — хижину в сельском стиле с примыкающим к ней карен-сансуи (сухим ландшафтным садом) в окружении азалий, кленов и хурмы. Поблизости находится еще один часто выпадающий из поля зрения туристов храм — Компукудзи. И вновь сухой ландшафтный сад со стеной из азалий. Храм афилирован со школой дзен-буддизма секты риндзай, но также имеет литературные ассоциации, поскольку связан с именами двух величайших японских мастеров поэзии хайку — Басё и Бусона.

По северной границе Хигасиямы проходит короткий маршрут, позволяющий совершить одну из самых известных и восхитительных в стране прогулок. Тропа философа, названная в память о японском философе Нисиде Китаро, длиной около 2 км, вьется вдоль узкого канала, соединяющего два крупных храма, Нандзэндзи и Гинкакудзи. Несмотря на большое число приезжающих полюбоваться весенним цветением и ошеломляющими оттенками осенней листвы, Тропа философа привлекает своей тишиной и уединенностью. Любой из гостеприимных маленьких чайных домиков на вашем пути, любая кофейня станет идеальным местом для отдыха.

Нандзэндзи — дворец XIII в., на территории которого в настоящее время располагается с добрый десяток родственных храмов и монастырей. Мощные ворота главного входа были поставлены в 1628 г. и известны как место, где разбойник Гоэмон был заживо сварен в железном котле. При этом он держал на поднятых руках своего сына, чтобы его не постигла та же участь. С тех пор старомодные японские железные ванны называются мрачно — «гоэмонбуро». Вид, открывающийся с высоты этих 30-метровых ворот, позволяет охватить взглядом территорию комплекса и священную гору Хиэй на севере. Уникальная особенность места — наличие за основными зданиями большого акведука из красного кирпича, и ныне доставляющего воду из озера Бива. Вдоль акведука любят прогуливаться местные жители.

В нескольких минутах ходьбы к западу от Нандзэндзи находится Мурин-ан — классическая частная вилла с потрясающим ландшафтным парком и чудесным видом на холмы к северо-востоку.

Также недалеко от Нандзэндзи приютился на склоне холма великолепный храм Эйкан-до с красивой статуей Будды Амиды, оглядывающегося через плечо, что необычно. Странная поза напоминает о легендарной статуе, ожившей и отругавшей ошеломленного монаха Эйкана за паузы в ритуальных песнопениях. Каждую осень по вечерам включается специальная иллюминация, освещающая многочисленные клены и подчеркивающая яркие краски увядающей листвы стратегически расположенными прожекторами. Эффект потрясающий, и впечатления совершенно незабываемые.

У противоположного конца канала находится второй значительный храм на маршруте прогулки — Гинкакудзи (ежедневно середина марта — ноябрь 8.30—17.00, декабрь — середина марта 9.00—16.30), знаменитый Серебряный павильон, так и не облицованный серебром, как планировалось изначально. Он был построен в XV в. эстетом и мистиком сегуном Ёсимасой Асикагой, использовавшим павильон для эзотерических чайных церемоний, а в первую очередь для созерцания в своем элегантном саду луны. Холмик из белого гравия с плоской вершиной, несмотря на неизбежное сравнение с Фудзиямой, первоначально был кучей песка, оставшейся после строительства храма.

Отсюда недалеко на автобусе до Национального музея Киото (вт—вс 9.30—17.00, пт 9.30—18.00), хранящего крупнейшую в стране коллекцию японской скульптуры и живописи, а также оружие, традиционные доспехи и костюмы минувших десяти столетий, включая несколько ослепительных костюмов театра но с масками. Большая часть не имеющей себе равных коллекции была собрана по храмам и дворцам Киото, Нары и других значительных культурных центров.

Непосредственно к югу от Национального музея Киото стоит эффектный Сандзюсангэндо («Зал 33 пролетов»). Первоначальный храм, построенный в 1164 г., просуществовал только 100 лет, а нынешняя реконструкция датируется XIII в. Гвоздь экспозиции — золоченая деревянная статуя сидящей бодхисаттвы Каннон высотой 3,3 м с 11 лицами в короне на голове и 40 руками (хотя статую именуют «тысячерукой»), в которых Каннон держит колокольчики, колеса и цветки лотоса. И все же основное сокровище Сандзюсангэндо — легион из 1000 позолоченных изображений той же Каннон, окружающих позолоченное изваяние Будды. Одинаковые статуи были вырезаны мастерами XIII в. Кокеем, Ункеем и Танкеем, которым помогали 70 мастеровых.

Юкио и Кита

Приютившийся в северо-западной части Киото Рёандзи (март — ноябрь 8.00—17.00, декабрь — февраль 8.30— 16.30; www.ryoanji.jp) — самый известный из всех дзен-буддистских храмов. Его знаменитый сад камней породил больше дебатов — как в позитивном, так и в негативном ключе, — чем гравия на его прямоугольной площадке размером 10 х 30 м. Здесь нет ни деревьев, ни кустарников — только 15 декорированных старым мхом камней, расставленных группами среди идеально обработанного граблями белого гравия. Хотя создание сада обычно приписывают великому мастеру Соами, никто точно не знает, кто (и зачем) его создал. Тайна, окружающая появление сада, ничуть не умаляет силу его простоты. Смешивая различные интерпретации, можно сказать, что он выражает суть преимущественно антиинтеллектуальных заповедей дзен-буддизма. Темные острова в белом море, поднимающиеся над облаками горные пики — каждый видит то, что хочет увидеть. Приходите сюда рано утром, до наплыва посетителей. Немногие связанные с посещением Киото впечатления остаются в памяти так же надолго, как созерцание загадочного сада камней Рёандзи.

За садом можно прогуляться среди кленов и сосен леса, окружающего очаровательный пруд Кёйёти у подножия горы Кинугаса. Повсюду обильно произрастает роскошный густой мох. Мало кому из иностранных посетителей это известно, но всего в 15 мин ходьбы к югу находится великолепный Мёсиндзи — обнесенный стеной комплекс храмов, японских садов и чайных домиков, где вы сможете незаметно для себя провести целый день.

На расстоянии 20-минутной прогулки или короткой поездки на автобусе от Рёандзи расположен знаменитый «храм Золотого павильона» Кинкакудзи (ежедневно 9.00—17.00). Оригинальный павильон конца XIV в., полностью покрытый сусальным золотом, был типичным выражением неуемного стремления к роскоши, характерного для периода Муромати и поощряемого сёгуном Ёсимицу Асикагой, построившим павильон ко времени своего отхода от дел во вполне почтенном возрасте 38 лет. Тот павильон в 1950 г. был сожжен фанатично настроенным молодым монахом. Сегодняшняя постройка 1955 г. — точная копия оригинала, последний раз ремонтировавшаяся в 2002 г. Большая часть строений недоступна для посещения, но, продвигаясь по извилистой каменной лестнице к выходу, вы не пройдете мимо крытого соломой дома для чайных церемоний.

Еще одна известная жертва огня — Дайтокудзи. Этот обширный комплекс из 22 малых храмов и родственных им монастырей (в настоящее время их меньше тех 60, что существовали в период Эдо) сгорел и восстанавливался с XIV по XVII в. Комплекс щедро наделен художественными сокровищами и одними из лучших в Японии садов дзен, отражающими его историю как важного центра каллиграфии, садоводства, чайной церемонии и других утонченных форм искусства. Храмы дзен располагают особенно примечательными садами, чайными домиками и реликвиями. Дайсэн-ин, «Храм дзен, не имеющий себе равных», оснащен великолепными расписными фусума (сдвижные панели) и украшен настенными росписями. Любопытный сад монастыря Дзуйхо-ин сочетает в себе дзен-буддистский и христианский символизм, а кроме того, включает привлекательный сад камней и необычный своими геометрическими формами чайный сад. У Рюген-ин пять разных садов камней, один из которых, возможно, самый маленький в Японии.

К югу от комплекса раскинулся традиционный район ткачей Нисидзин. Там на протяжении столетий производятся высококачественные ткани, в том числе изысканная шелковая парча. Лучшее место для знакомства с предметом — Центр текстиля Нисидзина (ежедневно 9.00—17.00).

Западнее находится большое и значительное святилище Китано Тенмангу (ежедневно 9.00—17.00; www. kitanotenmangu.or.jp). Храмы Тенмангу обычно украшены статуями сидящих коров и быков, которым приписываются целительные свойства. Вы увидите, как люди потирают те или иные части статуй в надежде избавиться от своей боли или болезни. Святилище также известно тысячами сливовых деревьев, насыщенный розовый цвет которых в недели, предшествующие всеобщей лихорадке, порождаемой цветением сакуры, привлекает толпы людей. Однако по-настоящему людно здесь 25-го числа каждого месяца, когда в Китано Тенмангу работает известный во всей стране блошиный рынок. Люди приезжают издалека, чтобы побродить среди подержанных кимоно, антикварной мебели и керамики, древних свитков, а также ремесленных изделий, продуктов питания и хозяйственных товаров, цены на которые варьируются от приемлемых до умопомрачительных.

Центральная часть Киото

Юго-западнее железнодорожного вокзала Киото стоит Тодзи — старейший храм города с самой большой в стране пагодой. Храм был заложен после переезда в Киото императорской столицы в 794 г. Построили его из леса с расположенной южнее священной горы Инари. Спустя 30 лет главным настоятелем был назначен глубоко почитаемый основатель эзотерического буддизма сингон Кукай (после смерти стал именоваться Кобо Дайси). Храмовый комплекс быстро превратился в основной центр сингона в Киото, каковым остается и по сей день. Помимо внушительной пагоды, общенациональной популярностью пользуется огромный блошиный рынок, 21-го числа каждого месяца собирающий толпы охотников за выгодными покупками.

Непосредственно к северу от пагоды находятся центры двух течений дзёдо-синсу («Чистая земля»): храмы Ниси-Хонгандзи и Хигаси-Хонгандзи. Последний был построен сегуном Иэясу Токугавой для противодействия мощному влиянию Ниси-Хонгандзи, который приобрел тысячи поклонников благодаря проповеди либерального буддизма: священники могли жениться и иметь детей, есть мясо и отказываться от традиционных аскетических практик.

Большая часть Хигаси-Хонгандзи недоступна для посещения, но главный зал и зал основателя, восстановленные в 1895 г. после неоднократных пожаров, примечательны довольно неприятными веревками, сплетенными из женских волос, которые были пожертвованы прихожанками для транспортировки столбов храма к месту их установки. Вход в храмовый сад Сёсэй-эн (ежедневно 9.00—16.00), расположенный к востоку на расстоянии короткой прогулки, бесплатный. Тенистый, с большим числом водоемов сад — приятное место для отдыха от сутолоки городского центра. Гораздо больше интересного ждет вас в находящемся неподалеку храме Ниси-Хонгандзи, поистине выдающемся образце монументальной буддистской архитектуры Японии, в котором внушительный силуэт сочетается с богатым декором. Своим великолепием постройки XVII в. в немалой степени обязаны конструкциям, доставленным сюда из находившегося в южной части Киото и принадлежавшего Хидэёси роскошного замка Фусими (разобран по приказу Токугавы в 1632 г.).

Замок Нидзё — трогательный памятник ироничным поворотам истории. Построенный в 1603 г. Иэясу Току-гавой для его редких и неохотных приездов в Киото (по повелению императора) замок после реставрации 1868 г. был экспроприирован императором Мэйдзи. Именно здесь император подписал эдикт об упразднении сёгуната и приказал своим плотникам обойти замок и заменить штокрозы Токугавы на императорские хризантемы.

Непосредственно к востоку от замка работает новый Киотский международный музей манги (вт—чт 10.00—20.00; www.kyotomm.com), доказывающий своим существованием, что Киото живет не только прошлым. Музей позиционирует себя как единственный в мире музей, посвященный исключительно японским комиксам. Посетителям разрешается выносить комиксы на лужайку и там читать.

Для смены ритма и настроения отыщите рынок Нисики. На удивление спокойный уличный рынок занимает однопроходный пассаж. Трудно оторвать взгляд от пестрых прилавков с сушеной и свежей рыбой, маринованными овощами, молодыми побегами бамбука, куриными крылышками и грудками, искусно выложенными в орнамент, изобилием кальмаров, мидий, устриц и морских гребешков.

Поблизости уходит на север Сидзи-дори — еще одна значительная рыночная зона, заслуживающая внимания и известная как Терамати (буквально «район храмов»), В период реорганизации городского пространства в 1591 г. после почти полного его разорения в результате межклановых войн Хидэёси перенес на эту длинную узкую улицу многие храмы Киото. Хотя небольшие храмы и святилища существуют и в настоящее время, туристов в первую очередь привлекает крытый пассаж между улицами Сидзё и Сандзё, знаменитый своими букинистическими магазинами, магазинами, торгующими традиционной бумагой васи ручной работы, модной, а порой и экстравагантной одеждой и многочисленными магазинами маринованных продуктов.

К северу от Ойкэ Терамати превращается в место расположения одних из самых респектабельных в Киото антикварных магазинов и магазинов бумаги васи, некоторые из которых существуют сотни лет. На примыкающих улицах находятся центры торговли традиционными японскими столиками, ширмами, светильниками, свитками и другими изысканными предметами обстановки и оформления интерьера.

Южный Киото

Невозможно переоценить важность риса в японской культуре. Каждый год в ходе значимой для страны церемонии император на символическом поле сажает рис, тем самым подчеркивая его роль как связующего звена между японским народом и синтоистскими богами. Рис настолько важен, что в синтоистском пантеоне есть даже его собственное божество по имени Инари. По всей Японии разбросаны тысячи святилищ Инари, которые можно узнать по двум стоящим на страже лисицам.

В южной части Киото находится самое знаменитое святилище Фусими-Инари. В городе, переполненном достопримечательностями, это одно из тех мест, которое в состоянии окончательно истощить ваш запас восторженных эпитетов. Основные постройки с вездесущими мотивами риса и лисиц — одни из самых обширных в Киото. Поднявшись наверх, пройдите по дорожке справа от строения, чтобы оказаться у первой примечательной особенности святилища — длинных изгибающихся туннелей, составленных из ярких оранжевых арок тории. Поставленные (за большие деньги) на средства компаний и частных лиц, рассчитывающих таким образом заручиться благословением богов, тории по мере вашего продвижения по туннелю уменьшаются и начинают подниматься в гору. Затем вы выходите к интригующему двойному туннелю, заставляющему выбирать между правой и левой дорогой. Поднимаясь к вершине горы Инари, вы будете проходить мимо многих малых храмов и бесчисленных ярко-красных торий, как миниатюрных, так и массивных. Заранее зарядите фотоаппарат — он вам понадобится.

К северу от Фусими располагается крупный дзен-буддистский храмовый комплекс Тофукудзи. Помимо многих внушительных построек, там в ходзё (жилище настоятеля) есть четыре примечательных и отличительных сада дзен. Центральную часть территории занимает лощина с небольшой кленовой рощей. Каждую осень сотни тысяч людей приходят сюда, чтобы полюбоваться яркими красками с крытого моста Цутенкё («Мост небесного пути»).

Поездки из Киото

Когда голова и тело будут готовы отдохнуть от нагрузок, связанных с осмотром культурных достопримечательностей, отправляйтесь к югу, в курортную зону Арасияма, протянувшуюся вдоль реки Ходзу (также известна как Ой). Река в обрамлении кленов и знаменитый старый деревянный мост Тогецукё пользуются большой популярностью у японских туристов, а потому стоит воздержаться от поездки сюда в воскресенье и дни национальных праздников.

В Арасияме находится несколько значительных храмов и святилищ. Святилище Нономия уникально своей особой ролью в подготовке принцесс императорской фамилии к службе в качестве жриц в Великом святилище Исэ — главной синтоистской святыне страны. Святилище занимает важное место в «Повести о Гэндзи», а также в известной пьесе театра но с красноречивым названием «Нономия», а потому вызывает особый интерес у людей, неравнодушных к классической японской литературе.

К северу от Киото в сельском анклаве Охара расположился величественный храмовый комплекс Сандзэн-ин. От автобусной станции идите, ориентируясь по указателям на английском языке, к дорожке, вьющейся вдоль ручья мимо многочисленных лавок и магазинов, торгующих знаменитыми маринованными продуктами Охары, и в итоге окажетесь перед массивными воротами храма.

Великолепно оформленный сад Сухэкейн с прудом — культовое место медитации и созерцания. Осмотрев сад, пройдите в зал в конце коридора и попробуйте себя в каллиграфии бок о бок с японскими посетителями, выводящими кистью традиционные молитвенные обращения к центральному образу Будды Амиды. Вид, открывающийся с веранды в тыльной части здания на богатый зеленью и мхами ландшафтный сад, — один из самых знаменитых в Киото. В зале Одзё Гокуракин в центральной части храма находится внушительная сидячая статуя Будды Амиды, датируемая 986 г. (и настолько почитаемая, что фотографировать ее запрещено). Печати, которыми вы сможете воспользоваться в разных пронумерованных местах комплекса, особенно элегантны, и их оттиски станут прекрасным и необычным сувениром, напоминающим вам о визите сюда.

Примерно в 30 км от Киото в глубине территории лесистого природного заповедника работает Музей Михо (середина марта — середина июня, середина июля — середина августа, сентябрь — середина декабря вт—вс 10.00— 17.00; www.miho.or.jp), построенный по проекту всемирно известного архитектора И. М. Пея. Через туннель открывается доступ к выдающемуся частному собранию произведений египетского, южноазиатского, китайского, персидского и, естественно, японского искусства. Экстерьер здания, его интерьеры и сами экспонаты — триумф дизайна и гармонии между старым и новым, Востоком и Западом, простотой и сложностью. Музей Михо непременно следует посетить всем, кто интересуется азиатским искусством и дизайном.

Удзи находится на железнодорожной линии «Nara», в 30—40 мин езды от Киото. Зеленые холмы служат фоном для могучей реки Удзи и чрезвычайно значительного храма Бёдо-ин, внесенного в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Храмовый зал Феникса с позолоченной статуей Будды Амиды, восседающего на ложе из цветков лотоса, был построен в XI в. и, несмотря на все перипетии, дошел до наших дней в первозданном виде. Первое, на что вы обратите внимание в Удзи, — запах высушиваемого чая. Ароматный удзи-ча выращивается с XIII в. Местный зеленый чай считается лучшим в Японии.

Университетский город

Благодаря наличию примерно 40 университетов Киото по-прежнему считается образовательным центром страны. Однако из-за нехватки площадей для кампусов численность студенческого населения в последнее время сократилась. Заоблачная стоимость строительства в городе вынудила ряд факультетов перебраться в примыкающие к Киото сельские районы.

Праздники в Киото

Японцы, в особенности жители Киото, отсчитывают время праздниками и церемониями. Вот некоторые из них. Апрель. Местные гейши в пышных нарядах исполняют традиционные танцы в театре Гион Кобу Кабурэндзё в Гионе. В Киото проходят многочисленные веселые фестивали любования цветами [ханами), самый знаменитый из которых Дай-годзи.

Июнь. Праздник лета в форме динамичной водной феерии в посвященном богу воды святилище Кифунэ-дзиндзя. Представления театра но при свете факелов. Июль. Крупнейший в Киото праздник Гион Мацури, зародившийся еще в X в. 17 июля по городу проплывают красиво украшенные платформы.

Октябрь. Месяц праздников. Праздник быка в Кориудзи относится к числу «таинственных праздников» Киото. Дзидай Мацури (Праздник эпох) венчает «таинственные праздники» и является апогеем октябрьского раунда костюмированных фестивалей. Шествие по улицам города возглавляют 2000 человек, представляющих знаменитых персонажей японской истории.

Декабрь. Каомисе (демонстрация лица) — гала-представление театра кабуки в Минами-дза, в ходе которого актеры показывают свое настоящее лицо. Сенбон Сака-до — праздник буддистского просветления с церемонией отваривания редиса!

Категория: СЕЗОН 8 | Добавил: admin (17.12.2017)
Просмотров: 693 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar